|
Нормы радиационной безопасности Украины НРБУ-97 |
||
Радиационные факторы угольных шахт Справочник по радиоактивным излучениям
|
(Оглавление) 9. Освобождение практической деятельности или источников ионизирующего излучения (в рамках практической деятельности) от регулирующего контроля 9.1 Практическая деятельность и (или) источники ионизирующего излучения в рамках практической деятельности могут быть полностью или частично освобождены от регулирующего контроля. Освобождение осуществляется регулирующими органами, если выполняются критерии освобождения, приведенные в данном разделе, или если источники соответствуют тем уровням освобождения, которые определены регулирующими органами на основе упомянутых критериев освобождения. 9.2 Критерии освобождения практической деятельности и (или) источников ионизирующего излучения (в рамках практической деятельности) от регулирующего контроля основываются на следующих общих принципах: а) индивидуальные дозы облучения, обусловленные практической деятельностью и (или) источниками, освобожденными от регулирующего контроля должны быть столь низкими, чтобы заведомо отсутствовала необходимость в их регулировании; б) коллективные дозы облучения, связанные с практической деятельностью и (или) источниками, освобожденными от регулирующего контроля должны быть столь низкими, чтобы величина прогнозируемых стохастических отдаленных эффектов от этих коллективных доз была пренебрежимо малой; в) при реализации принципов, сформулированных в подпунктах а) и б) принимаются во внимание дозы, которые могут возникнуть при проектных авариях, т.е. освобожденные виды практической деятельности и (или) источники должны быть настолько безопасными, чтобы низкая вероятность неблагоприятного развития событий обеспечивала выполнение требований упомянутых подпунктов. 9.3 Освобождение практической деятельности и (или) источников ионизирующего излучения (в рамках практической деятельности) от регулирующего контроля может быть полным и ограниченным. Полное освобождение 9.4 Практическая деятельность или источники ионизирующего излучения в рамках практической деятельности могут быть освобождены регулирующим органом от регулирующего контроля без дальнейшего рассмотрения (полное освобождение), если при всех возможных реальных обстоятельствах они одновременно удовлетворяют следующие два критерия освобождения: а) индивидуальная годовая эффективная доза любого лица из населения от освобожденной практической деятельности или источника не превышает 10 мкЗв/год; б) коллективная эффективная доза за год от освобожденной практической деятельности или источника не должна превышать 1 чел.-Зв, или вследствие оптимизации противорадиационной защиты доказано, что освобождение является наилучшим решением. 9.5 В соответствии с принципами освобождения (п. 9.2) и согласно критериям, изложенным в п. 9.4, следующие источники в рамках практической деятельности освобождаются без дальнейшего рассмотрения от регулирующего контроля: а) радиоактивные вещества, используемые в рамках практической деятельности, для которых или активность данного радионуклида в них в любой момент времени, или его удельная активность не превышают уровня освобождения, которые определяются ОСПУ (за исключением случаев, указанных в п. 9.7); б) устройства, генерирующие ионизирующее излучение, одобренные регулирующим органом для использования без регулирующего контроля. 9.6 Если источник и (или) практическая деятельность освобождается от регулирующего контроля, то автоматически от регулирующего контроля освобождаются все виды выбросов, сбросов и отходов, связанные с данным источником или практической деятельностью. 9.7 Для определенных регулирующим органом видов практической деятельности контроль может осуществляться на уровнях, ниже уровней освобождения. Ограниченное освобождение 9.8 Ограниченное освобождение (освобождение от определенных видов регулирующего контроля) практической деятельности и (или) источников в рамках практической деятельности разрешается регулирующими органами при условиях, которые определяются регулирующими органами. 9.9 Детальные требования к порядку освобождения, а также детальный перечень условий, при которых осуществляется освобождение устанавливается отдельным документом, разрабатываемым регулирующими органами.
|