Основные санитарные правила Украины ОСПУ-97

 

 

Главная

 Обо мне

Ископаемые материалы

 Промышленные отходы

До и после Чернобыля

Нормативные документы

Ликбез

Службы по ЧС

 

 

 

ОСПУ

(Оглавление)

11. САНИТАРНО-БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

11.1. Санитарно-бытовые помещения и их оборудование должны соответствовать строительным нормам, правилам и требованиям настоящих Правил.  Комплекс санитарно-бытовых помещений должен включать мужской и женский санпропускник, санитарные шлюзы, спецпрачечную и т.п.

11.2. На предприятии, где проводятся работы 1-го класса, должны быть оборудованы мужской и женский санпропускники.

11.3. На предприятии, где проводятся работы 2-го класса, должны быть оборудованы санпропускник или душевая и помещение с индивидуальными шкафчиками (с двумя отделениями) для раздельного хранения личных вещей и спецодежды.

11.4. На предприятии, где проводятся работы 3-го класса, следует предусмотреть устройство душевой обычного типа.

11.5. В санпропускнике должно быть обеспечено:

  • переодевание и хранение личной одежды;
  • выдача спецодежды, спецобуви и других СИЗ;
  • контроль за загрязнение спецодежды и кожных покровов персонала;
  • санитарная обработка персонала и предварительная дезактивация подошв спецобуви;
  • переодевание в личную одежду после санитарной обработки;
  • сбор и отправка на дезактивацию загрязненной спецодежды и спецобуви и контроль за их состоянием после получения из спецпрачечной;
  • выдача полотенец, мыла, мочалок и салфеток из марли для использовании в качестве носовых платков;
  • наличие запаса моющих средств.

11.6. На период проведения ремонтных работ и ликвидации возможных аварийных ситуаций должны быть предусмотрена возможность работы санпропускник в режиме ежедневной замены спецодежды персонала.

11.7. В состав помещений санпропускника должны входить гардероб для хранения верхней одежды (при отсутствии общего гардероба), отдельные помещения для хранения домашней одежды и спецодежды, душевые, термокамеры (парилки), обтирочные, умывальник, санузлы, пункты дозиметрического контроля, кладовые чистой и грязной спецодежды, помещение для хранения и выдачи СИЗ, комната гигиены в женском санпропускнике, помещений дежурного персонала. В санпропускнике должен находиться питьевой фонтанчик с педальным включением.

11.8. Санпропускник размещается либо в производственном корпусе предприятия, где проводятся работы с открытыми источниками, либо в отдельно стоящем здании, соединенным с производственными корпусами (лабораториями) закрытой галереей.

11.9. Возможность входа в рабочие помещения и выхода из них, минуя санпропускник, должна быть исключена.

11.10. Планировка санпропускника должна обеспечивать раздельное прохождение потока работающих в производственные помещения предприятия и обратно с пропуском грязных и чистых потоков по разным участкам.

11.11. Санитарные шлюзы размещаются на границе 1-й и 2-й зон рабочих помещений, а при необходимости – на границе 3-й зоны. Условием размещения саншлюза является наличие или возможность радиоактивного загрязнения поверхностей и необходимость в переодевании дополнительных СИЗ для работы в выше указанных зонах. В зависимости от объема и характера проводимых работ в составе саншлюза предусматриваются:

а) места для переодевания и хранения на стеллажах или в шкафчиках дополнительных СИЗ (пневмокостюмы, халаты, передники, нарукавники, перчатки, сапоги, бахилы, респираторы и т.д.)4

б) устройство для предварительной очистки подошв спецобуви для работающих (санитарные поддоны);

в) место с дисциплинирующим барьером для смены дополнительной спецобуви, оборудованное стеллажами;

г) пункт предварительной обмывки (дезактивации) пневмокостюмов непосредственно на человеке перед снятием;

д) участок сбора загрязненной спецодежды, СИЗ, оборудованный скамьями и контейнерами для их сбора и транспортировки в спецпрачечную;

е) участок дезактивации дополнительных СИЗ, изготовленных из полихлорвиниловой пленки, резины и прорезиненных тканей;

ж) пункт радиационного контроля, оборудованный средствами радиационного контроля;

з) умывальники с подачей горячей и холодной воды, а также бачки с дезактивирующими растворами для мытья рук;

и)

к) пункт смены основной спецодежды при ее загрязнении выше контрольных уровней.

11.12. Площадь помещений стационарного саншлюза должна приниматься в соответствии с плановым решениями с учетом как основного персонала, так и привлекаемого для проведения ремонтных и аварийных работ. Расположение, состав и площадь отдельных помещений саншлюзов могут меняться в зависимости от характера и объема работ

11.13. Помимо стационарных саншлюзов возможно использование переносных (передвижных) саншлюзов, устанавливаемых у входа в помещение ! зоны, непосредственно у входа в одно или несколько помещений, где проводятся ремонтные работы, или непосредственно около ремонтируемого оборудования.

11.14. Переносные саншлюзы устанавливаются с целью уменьшения или исключения переноса радиоактивных веществ из помещений 1-й зоны или тех, где проводятся ремонтные работы, в другие помещения.

11.15. В составе переносных саншлюзов предусматривается:

  • переодевание и хранение пневмокостюмов;
  • дезактивация пневмокостюмов непосредственно на работающем.

11.16. Полы, стены и потолки санитарно-бытовых помещений, а также поверхности шкафов должны иметь влагостойкое покрытие, слабо сорбирующее радиоактивные вещества и допускающие легкую очистку и дезактивацию.

11.17. В гардеробах рабочей одежды, кладовых для хранения грязной спецодежды, пунктах дозиметрического контроля, панели стен на высоту не менее 2 м, а в душевых на всю высоту покрываются слабосорбирующими, легко отмываемыми материалами, стойкими к кислым и щелочным растворам; оставшаяся часть стен и потолки покрываются масляной краской.

11.18. В остальных бытовых помещениях стены и потолки покрываются водостойкими, слабо сорбирующими материалами (например, красками). Полы в душевых и уборных должны покрываться несколькими слабосорбирующими материалами.

11.19. Умывальники должны быть обеспечены кранами, предусматривающими их открытие локтем, нажатием ноги либо сенсорными датчиками. Промывка унитазов должна осуществляться педальным спуском воды или автоматически.

Гардеробные

11.20. Количество мест для хранения домашней и рабочей одежды в гардеробной определяется списочным составом основного штата работающих с учетом дополнительного количества мест для временно работающих (прикомандированных) – не менее 5% от числа работающих в наиболее многочисленной смене. Если проектом предусмотрен ремонт оборудования с привлечением централизованных ремонтных организаций, расчетная численность привлеченного ремонтного персонала должна входить в списочный состав основного штата.

11.21. В гардеробной спецодежды следует предусматривать площадь для переодевания из расчета 0.8 м2 на одного человека.

11.22. Хранение личной одежды и спецодежды должно осуществляться только в закрытых индивидуальных шкафах. Поверхность шкафов для спецодежды должна быть покрыта материалами слабо сорбирующими химические и радиоактивные вещества и хорошо поддающимися очистке и дезактивации.

11.23. Сортировка и затаривание спецодежды должны производиться персоналом при ее снимании в зависимости от вида и степени загрязнения. Для этого в гардеробной, где хранится спецодежда, предусматриваются средства радиационного контроля.

11.24. При гардеробных санпропускников надлежит оборудовать раздельные кладовые для хранения грязной и чистой ой спецодежды (суточный запас) всему персоналу. Загрязненная спецодежда должна поступать в кладовую в упакованном виде.

11.25. Размещение кладовой для грязной спецодежды должно обеспечивать удобную ее транспортировку в стирку: с выходом на улицу, минуя другие чистые помещения. Кладовая должна располагаться вблизи пункта радиационного контроля и гардеробной спецодежды.

11.26. Помещения для хранения и выдачи СИЗ (респираторы, очки, фартуки, дополнительная обувь т др.) должны размещаться в зоне, свободной от загрязнения, на пути из гардеробной спецодежды в рабочие помещения. Площадь помещения определяется списочным составом персонала по норме 0.2 м2 на одного человека.

Душевые

11.27. Душевые следует размещать вблизи гардеробной спецодежды. Кабина душевых должны быть оборудованы устройствами для размещения моющих средств и решетками для ног. Количество рожков в душевой определяется в соответствии со Строительными нормами и правилами.

11.28. Перед душевыми, со стороны гардеробной спецодежды, должны устанавливаться умывальники с горячей и холодной водой для предварительной обработки рук. Умывальники следует оборудовать педальным включением подачи или кранами, открывающимися локтем или сенсорными датчиками, а также фонтанчиками для полоскания полости рта. Количество умывальников определяется из расчета 1 умывальник на 10-12 человек в наиболее многочисленную смену.

11.29. При душевых санпропускников предусматриваются помещения для обтирания тела. Площадь обтирочных устанавливается из расчета 0.4 м2 на один душевой рожок, но не менее 4 м2. В обтирочных должны предусматриваться устройства для хранения необходимого количества чистых полотенец и контейнеры или пластиковые мешки для использованных.

11.30. Для профилактики эпидермофитии в санпропускниках персоналу должны выдаваться индивидуальные резиновые сандалии, а при выходе из душевой оборудуются место для санитарной обработки ног.

Пункты дозиметрического контроля

11.31. Пункты для контроля радиоактивного загрязнения рук и тела размещаются между душевой и гардеробной домашней одежды. Во избежание проникновения влаги из душевых и для обеспечения нормальной работы приборов в помещении должна быть создана соответствующая вентиляция.

11.32. Выбор типов приборов контроля определяется видами контролируемых излучений и характером контроля. Приборы экспресс-контроля поверхностного загрязнения должны обеспечивать, детектирование уровней, не хуже ? соответствующих допустимых уровней (таблица П.3.3 НРБУ-97) с вероятностью 98%.

11.33. Приборы экспресс-контроля содержания радионуклидов в теле человека должны обеспечивать детектирование уровней, соответствующих 1/3 (не хуже) предела дозы, с вероятностью 98%.

11.34. Количество приборов, устанавливаемых в санпропускниках и санитарных шлюзах, рассчитывается исходя из времени, необходимого для контроля работающих в наиболее многочисленной смене, но не более 20 мин.

11.35. В санпропускниках предприятий, где проводятся работы 1-го класса, необходимо обеспечить:

  1. экспресс-контроль содержания гамма-излучающих радионуклидов в теле;
  2. контроль загрязнения кожных покровов.

            

 
 
 
Hosted by uCoz