Основные санитарные правила Украины ОСПУ-97

 

 

Главная

 Обо мне

Ископаемые материалы

 Промышленные отходы

До и после Чернобыля

Нормативные документы

Ликбез

Службы по ЧС

 

 

 

ОСПУ

(Оглавление)

17. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ
И ЛИКВИДАЦИЯ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

17.1. При проектировании учреждений любой категории должна быть предусмотрена система мер противоаварийной безопасности, которая включает технические и организационные мероприятия, направленные на предотвращение аварии, предупреждение ее развития, ограничение ее масштабов и последствий. Эта система должна обеспечивать сведение к минимуму индивидуальных и коллективных доз облучения персонала и населения в случае аварии: прежде всего предотвращение возникновения детерминированных эффектов и минимизацию вероятности стохастических эффектов.
      Система мер противоаварийной безопасности определяется в зависимости от категории учреждения.

17.2. Проектной организацией и учреждением-заказчиком по согласованию с органами государственного регулирования определяются:

  • перечень и сценарии возможных аварий, возникающих вследствие неисправности оборудования, неправильных действий персонала, стихийных бедствий или иных причин;
  • система технических и организационных противоаварийных мероприятий;
  • средства и методы дезактивации аварийного оборудования и помещений;
  • обращение с радиоактивными отходами, образовавшимися в результате аварии;
  • номенклатура, количество и места хранения средств индивидуальной защиты, медикаментов, аварийного запаса дозиметрических приборов, средств дезактивации и санитарной обработки аварийного персонала, инструментов и инвентаря, необходимых для проведения неотложных работ по ликвидации последствий аварии;
  • параметры и объем радиационного контроля в условиях радиационной аварии;
  • аппаратурное и методическое обеспечение радиационного контроля в условиях радиационных аварий;
  • исходные данные для разработки планов мероприятий по защите персонала, населения и окружающей среды в случае радиационной аварии, включая запроектные аварии.

17.3. Администрация учреждения* должна разработать и согласовать "Аварийные планы" с органами государственного регулирования: Государственной санитарно-эпидемиологической службой МЗ Украины и Администрацией ядерного регулирования Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины. Этот документ должен быть разработан таким образом, чтобы его выполнение обеспечивало, насколько возможно, защиту любого лица из персонала (населения), который может пострадать при аварии. Требования к подготовке этого документа установлены в Приложении 5 НРБУ-97. План должен периодически (не реже 1 раза в 5 лет) корректироваться, заново согласовываться и утверждаться.

* Аварийные планы должны быть разработаны для учреждений всех категорий.

17.4. Во всех учреждениях должна быть разработана "Инструкция по действиям персонала в случае радиационных аварий", согласована с органами государственного регулирования. При установлении факта аварии по сигналу, оповещающему о начавшейся аварии, в максимально короткие сроки администрация учреждения и персонал принимают экстренные меры, предусмотренные этим документом.

17.5. В учреждениях 1-й и 2-й категорий, где радиационные аварии могут приобрести масштабы коммунальных, дополнительно а "Аварийным планам" готовятся планы по осуществлению вмешательства за пределами учреждения. Такие планы должны быть согласованы с территориальной госадминистрацией и органами государственного регулирования.

17.6. На аварийных производственных участках, в санитарном пропускнике и здравпункте должны постоянно находиться аптечки с набором средств первой помощи пострадавшим при аварии, восполняемый запас средств для дезактивации и санитарной обработки пострадавших.

17.7. При установлении факта аварии администрация учреждения обязана в установленном порядке поставить в известность выше стоящую организацию или ведомство, органы государственного регулирования, госадминистрацию территории и органы внутренних дел.

17.8. Администрацией учреждения должны быть приняты срочные меры по восстановлению контроля над источником, прекращению развития аварии, выявлению пострадавших лиц, по ликвидации последствий аварии и сведению к минимуму доз облучения персонала, количества облучаемых лиц из населения, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных данной аварией. Решение о проведении немедленных защитных действий принимается в соответствии с характером аварии и базируется на результатах оценки ожидаемого выброса (сброса) радиоактивных веществ в окружающую среду, если это реально, а не откладывается до получения результатов измерений в целях подтверждения величины этого выброса (сброса).

17.9. Людей с травматическим повреждениями, химическими отравлениями и лиц, одноразовая доза суммарного облучения которых выше 100 мЗв ( 2 DLmax), необходимо выводить из зоны облучения и направлять на медицинское обследование. При необходимости проводится санитарная обработка людей, загрязненная одежда изымается.

17.10. При радиационной аварии с выбросом (сбросом) радионуклидов в окружающую среду противорадиационная защита населения осуществляется в соответствии с критериями вмешательства и принципами оправданности и оптимизации контрмер, приведенными в разделе 7 НРБУ.

17.11. В условиях радиационной аварии все работы выполняются аварийным персоналом, в состав которого входят:

а) основной персонал:

  • персонал аварийного объекта;
  • члены специальных, заранее подготовленных аварийных бригад (медицинские бригады быстрого реагирования, дозиметрические аварийные группы, специально подготовленные для работы в условиях радиационных аварий пожарные команды, бригады для ремонтно-восстановительных и строительных работ, водители и экипажи эвакуационных транспортных средств и другие подобные формирования);

б) привлеченный персона – лица, привлекаемые к аварийным работам, заранее обученные и проинформированные о радиационной обстановке в месте выполнения работ, в том числе представители регионального спецкомбината для проведения работ по дезактивации и захоронению радиоактивных отходов, которые образовались в результате аварии.

17.12. Работы по ликвидации последствий промышленных аварий выполняет только основной персонал, а в условиях коммунальной аварии – также привлеченный персонал, который в этом случае приравнивается к категории А и обеспечивается такими же средствами защиты и дозиметрического контроля.

17.13. Аварийный персонал должен постоянно информироваться о полученных дозах облучения и возможном риске для здоровья, связанном с полученными дозами.

17.14. При выполнении аварийных работ в ряде случаев, обозначенных в п.7.17 НРБУ-97, допускается запланированное повышенное облучение лиц аварийного персонала, за исключением женщин и мужчин в возрасте до 30 лет. При этом, должны быть приняты все меры, чтобы величина суммарного облучения не превышала 100 мЗв. Для выполнения аварийных работ с запланированным повышенным облучением персонала в дозах от 50 до 100 мЗв требуется разрешение от территориальных органов Госсанэпидслужбы МЗ Украины.

17.15. Ликвидация и выполнение других мероприятий, связанных с возможным переоблучением персонала, должны проводиться под дозиметрическим контролем по специальному разрешению (наряду-допуску), в котором определяются предельная продолжительность работы, дополнительные средства защиты, указываются фамилии участников и лиц, ответственных за выполнение работ.

17.16. Для повышения радиоустойчивости организма аварийный персонал на чес период проведения аварийных работ обеспечивается профилактическими противолучевыми средствами (радиопротекторами и стимуляторами радиорезистентности), которые утверждены к применению МЗ Украины в системе медицинской противолучевой защиты. Целесообразность применения тех или иных средств определяется в зависимости от величины доз облучения, продолжительности и характера облучения.

17.17. Порядок допуска к работам при выполнении которых планируется повышенное облучение в дозах выше 50 мЗв:

а) работающие должны являться добровольцами*, т.е. дать письменное согласие на участие в подобной деятельности;

*  Если в качестве аварийного персонал привлекаются военнослужащие, то письменное согласие при некоторых обстоятельствах не обязательно. В этом случае (т.е. при отсутствии письменного согласия) обучение военнослужащих ограничивается специальными уровнями (не более 250мЗв*год-1), которые устанавливаются органами Госсанэпидслужбы МЗ Украины.

б) работающие должны пройти медицинское обследование и получить допуск к работам по медицинским показаниям;

в) каждый из работающих должен быть всесторонне проинформирован о риске подобного облучения для здоровья;

г) каждый из работающих должен пройти подготовку и быть обучен тем действиям, которые от них потребуются в условиях аварийной ситуации. В необходимых случаях следует проводить предварительную отработку предстоящих ситуаций;

д) каждый работающий должен быть застрахован для возмещения возможного ущерба для здоровья или утраты жизни в случае аварии.

17.18. В исключительных случаях, когда аварийные работы выполняются с целью спасения жизни людей, дозы облучения лиц аварийного персонала не должны превышать значений, регламентированных в п.7.19 НРБУ-97; эквивалентная доза любого органа (включая равномерное облучение всего тела) не должна превышать 500 мЗв. Планируемое повышенное облучение аварийного персонала в дозах свыше 100 мЗв допускается в исключительных случаях по разрешению МЗ Украины один раз на протяжении всей трудовой деятельности.

17.19. Каждое планируемое повышенное облучение аварийного персонала должно быть компенсировано*

*   Порядок определения компенсации при незапланированном повышении облучения персонала рассматривается отдельно для каждого случая.

:а) при дозе облучения не более 2 DLmax (100 мЗв*год-1) в соответствии с требованиями п.5.3.5 НРБУ-97;

б) облучение в дозе более 100 мЗв*год-1 должно быть компенсировано так, чтобы за каждые 2 последующих года эффективная доза в сумме не превышала 10 мЗв (в среднем 5 мЗв*год-1) до полной (всей аварийной дозы) компенсации на протяжении всего последующего периода профессиональной работы с ИИИ. При этом для таких лиц сохраняются все материальные и социальные льготы персонала категории А. Порядок дополнительной материальной компенсации и социальной защиты таких лиц определяется согласно законодательству Украины.

17.20. Причинно-следственные связи заболеваний, инвалидности, смерти облученных лиц и их потомков с радиационной аварией устанавливаются в соответствии с Положением, утвержденным МЗ Украины.

17.21. Если в отношении заболеваний, возникших у персонала, официально установлена причинно-следственная связь с облучение, вызванным сочетанным действием радиационных и нерадиационных факторов то такие лица признаются пострадавшими.

17.22. Медицинская помощь пострадавшим и их оздоровление проводятся по показаниям на всех уровнях лечебно-профилактических учреждений, в санаториях и специализированных центрах.

17.23. Служебное расследование и ликвидация последствий аварии проводятся администрацией учреждения под контролем органов государственного регулирования, специализированных органов государственной власти, осуществляющих управление в чрезвычайных ситуациях, и органами внутренних дел в порядке, установленном нормативными документами. Специалисты органов государственного регулирования обязаны оказывать методическую, а в случае необходимости - и практическую помощь.

17.24. Ответственность за ликвидацию радиационной аварии и ее последствий, а также ущерб, причиненный аварией, несет администрация учреждения, в котором произошла авария.

17.25. В случае коммунальной аварии расследование ее причин и ликвидация последствий осуществляется под контролем высших органов государственной власти* .

*  Верховный Совет Украины и Кабинет Министров Украины.

17.26. Ответственность за осуществление мероприятий по защите населения в случае коммунальных аварий несут специализированные органы государственной власти, осуществляющие управление в чрезвычайных ситуациях.

17.27. При расследовании и ликвидации последствий радиационной аварии в обязанности органов Госсанэпидслужбы МЗ Украины входит:

  • контроль за качеством и полнотой предварительного радиационного обследования на месте аварии, проведенного службой радиационной безопасности учреждения;
  • контроль за полнотой выявления лиц, которые могли повергнуться аварийному облучению;
  • контроль за обеспечением радиационной безопасности лиц, принимающих участие в расследовании и ликвидации аварии;
  • выборочный контроль за уровнями радиационного загрязнения производственной и окружающей среды;
  • гигиеническая оценка радиационной обстановки в учреждении, СЗЗ и ЗН, а также индивидуальных доз облучения персонала, населения и лиц принимавших участие в аварийных работах, на основе результатов радиационного контроля, проведенного службой радиационной безопасности учреждения и собственных контрольных измерений;
  • выборочный контроль эффективности дезактивации и санитарной обработки;
  • контроль за сбором, хранением, переработкой, удалением и захоронением радиоактивных отходов, которые образовались в результате аварии;
  • разработка предложений для администрации территорий, предприятий с прогнозом радиационной обстановки.

17.28. Прекращение служебного расследования и проведения работ по ликвидации последствий аварии может быть осуществлено только с согласия Госсанэпидслужбы МЗ и органов внутренних дел Украины и документально оформляется актом, который направляется всем заинтересованным организациям.

17.29. Лица, виновные в возникновении аварии, привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством Украины.

            

 
 
 
Hosted by uCoz