Основные санитарные правила Украины ОСПУ-97

 

 

Главная

 Обо мне

Ископаемые материалы

 Промышленные отходы

До и после Чернобыля

Нормативные документы

Ликбез

Службы по ЧС

 

 

 

ОСПУ

(Оглавление)

2.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.Требования по обеспечению противорадиационной защиты персонала и населения при осуществлении работ с источниками ионизирующих излучений (ИИИ) разработаны с учетом следующих основных принципов радиационной безопасности, установленных НРБУ-97:

  • принципа оправданности;
  • принципа непревышения;
  • принципа оптимизации.

2.2. Эти основные принципы радиационной безопасности распространяются на:

а/ все виды практической деятельности в отношении существующего и потенциального облучения;

б/ ситуации вмешательства в отношении облучения, предотвращаемого защитными мероприятиями.

    1. Контроль выполнения принципов радиационной безопасности.

2.3.1. Контроль выполнения основных принципов радиационной безопасности на стадии предупредительного и текущего санитарного надзора осуществляется путем проверки выполнения следующих общих положений:

  • выполнение принципа оправданности должно быть продемонстрировано на стадии предупредительного санитарного надзора в отношении новой практической деятельности, а также в отношении планируемых изменений условий эксплуатации, предусмотренных в исходном проекте;
  • в условиях вмешательства принцип оправданности является основным при формировании решений относительно реализации защитных контрмер. Однако, мероприятия, направленные на восстановление контроля над источником, должны проводиться в обязательном порядке, т.е. подобные действия рассматриваются как, безусловно, оправданные;
  • выполнение принципа непревышения контролируется как на стадии предупредительного, так и на стадии текущего санитарного надзора.

При этом на стадии предупредительного санитарного надзора контролируются:

  • проектные дозы облучения персонала и населения;
  • проектные вероятности критических событий и дозы потенциального облучения персонала и населения.

На стадии текущего санитарного надзора контролируются:

  • непревышение пределов доз облучения персонала и населения;
  • непревышение допустимых выбросов и сбросов, установленных для предприятия;
  • непревышение установленных контрольных уровней.

Принцип оптимизации обязывает снижать индивидуальные и коллективные дозы текущего облучения персонала и населения, а также вероятности критических событий и вызываемых ими доз потенциального облучения настолько, насколько это достижимо с учетом социальных и экономических факторов. При этом совершенствование защиты должно осуществляться:

  • для проектных доз текущего облучения - в области доз, лежащих ниже соответствующих пределов доз (персонал) и дозовых квот (население), установленных НРБУ-974
  • для проектных доз потенциального облучения - в области доз, лежащих ниже регламентов, установленных НРБУ-97/Д-2000 для потенциального облучения.

В условиях вмешательства принцип оптимизации должен применяться в диапазоне предотвращаемых доз, находящихся ниже уровня безусловной оправданности, но выше нижней границы оправданности.

Для закрепления достигнутого радиационного благополучия в учреждении на уровне ниже основных регламентов при осуществлении практической деятельности вводится предусмотренная НРБУ-97 система контрольных уровней доз текущего облучения персонала и населения, а также система контрольных уровней различных показателей радиационной безопасности.

2.4. Радиационный контроль состоит из ведомственного и вневедомственного контроля. В ситуации практической деятельности ведомственный контроль осуществляется службами по контролю радиационной безопасности объектов, учреждений, предприятий в предусмотренных объемах, либо специально разработанными санитарными правилами проведения работ при использовании конкретной радиационно-ядерной технологии или на конкретном объекте и утвержденными органами Госсанэпидслужбы Министерства здравоохранения Украины в установленном порядке.

Вневедомственный государственный контроль (в настоящем документе синоним термину Государственный санитарно-гигиенический надзор) осуществляется только территориальными органами Государственной службы системы санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Украины в рамках предупредительного и текущего надзора.

2.4.1. Для оценки уровня обеспечения противорадиационной защиты персонала и населения вводятся Свидетельства о радиационно-гигиенической обстановке на предприятии и на территории * (Приложения 1, 2), в которых должны быть отражены следующие показатели:

  • дозы облучения персонал при проведении работ с индустриальными ИИИ в учреждении;
  • дозы облучения населения от всех индустриальных и техногенно усиленны ИИИ, расположенных на данной территории;
  • количество лиц, подвергающихся облучению выше установленных пределов доз;
  • количество лиц у которых выявлены лучевые поражения;
  • вероятность возникновения радиационных аварий и их масштабность;
  • степень готовности к ликвидации радиационных аварий и их последствий;
  • радиоактивное загрязнение окружающей среды;
  • проводимые мероприятия по повышению уровня противорадиационной защиты.

Ведение "Свидетельств о радиационно-гигиченической обстановке в учреждении" обязательно для всех учреждений 1 и 2 категории, а из числа 3

категории - только для тех, где проводится работа с открытыми ИИИ.

Введение "Свидетельства о радиационно-гигиенической обстановке на территории" обязательно для всех областных госадминистраций, Киевской и Севастопольской городских администраций, Сведения, приводимые в Свидетельствах, служат основанием для разработки и осуществления мероприятий по противорадиационной защите персонала и населения.

Заполнение Свидетельств проводится ежегодно в соответствии со специальными методическими указаниями, утвержденными МЗ.

*

2.4.2. На объектах, которые не имеют надлежащего опыта проведения работ, ведомственный радиационный контроль на период проведения работ должен осуществляться с привлечением представителей Государственной санитарно-эпидемиологической службы или организаций, аттестованных и аккредитованных в установленном порядке на проведение необходимы радиационно-дозиметрических работ в системе Министерства здравоохранения Украины.

Перечень таких объектов, подлежащих совместному контролю, параметры контроля рабочей зоны или окружающей среды, их объем и периодичность, а также перечень привлекаемых для этих целей организаций или учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы определяются в каждом конкретном случае Министерством здравоохранения Украины.

2.5. Необходимый уровень противорадиационной защиты персонала учреждений обеспечивается:

  • радиационно-гигиеническими и организационно-техническими мерами по улучшению условий труда, отвечающими требованиям НРБУ-97, НРБУ-97/Д-2000 и настоящих Правил;
  • ограничением в установленном порядке допуска к работам с источниками лиц в зависимости от из возраста, пола и состояния здоровья;
  • достаточностью защитных барьеров, включая факторы, лимитирующие расстояние до источника и время работы с ним;
  • достаточной надежностью и безотказностью конструкций, механизмов и других средств и систем, обеспечивающих низкие проектные уровни вероятности критических событий, применительно к источникам потенциального облучения;
  • системой подготовки, периодичностью повышения квалификации персонала и соблюдением правил работы с источниками;
  • планированием и проведением эффективных мероприятий по защите персонала в случае угрозы (и при возникновении) радиационной аварии;
  • обеспечением персонала лечебно-профилактическими средствами защиты от облучения;
  • организацией и проведением радиационного контроля, отвечающего требованиям настоящих и профильных (специальных) санитарных правил;
  • организацией системы информации о радиационной обстановке;
  • установлением контрольных уровней.

2.6. Для уменьшения воздействия источников на здоровье персонал категории А в соответствии с действующим трудовым законодательством обеспечивается:

  • средствами индивидуальной и коллективной защиты от облучения;
  • средствами защиты от внешнего облучения* в условиях работы с открытыми источниками;
  • перерывами санитарно-оздоровительного назначения;
  • лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой;
  • сокращением продолжительности рабочего времени;
  • дополнительным оплачиваемым отпуском;
  • льготной пенсией;
  • другими льготами и компенсациями.

* Все применяемые средства защиты от облучения должны быть утверждены органами Госсанэпидслужбы Министерства здравоохранения Украины в установленном порядке.

2.7. Необходимый уровень противорадиационной защиты населения обеспечивается:

  • радиационно-гигиеническими условиями проживания, отвечающими требованиям НРБУ-97, НРБУ-97/Д-2000 и настоящих Правил;
  • установлением системы квот на облучение от отдельных источников;
  • наличием санитарно-защитной зоны, зоны наблюдения;
  • введением контрольных уровней;
  • организацией и проведением радиационного контроля;
  • эффективностью планирования и проведения мероприятий по противорадиационной защите при возникновении радиационной аварии;
  • выполнением требований НРБУ-97/Д-2000 относительно снижения доз и рисков, связанных с источниками потенциального облучения.

2.8. Мероприятия по противорадиационной защите персонала и населения должны учитывать воздействие всех путей и источников облучения, регламентированных НРБУ-97, НРБУ-97/Д-2000 и настоящими Правилами.

2.9. Практическая деятельность с ИИИ осуществляется с разрешения и под надзором органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности Украины:

  • Государственной санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения (Госсанэпидслужбы);
  • Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности (Минэкобезопасности).

2.10. Каждый регулирующий орган осуществляет разрешительную деятельность и надзорные функции в пределах своей компетенции, установленной в п.2.2 НРБУ-97:

  • МЗ - в части применения и выполнения радиационно-гигиенических регламентов, предусмотренных НРБУ-97;
  • Минэкобезопасности - в части надзора за техническими мероприятиями, направленными на обеспечение безопасной эксплуатации ИИИ.

2.11. К видам деятельности с ИИИ, для проведения которых необходимо получение разрешения Госсанэпидслужбы, относятся:

  • разработка, добыча, производство, изготовление, реализация, эксплуатация, техническое обслуживание, переработка, обработка, зарядка и перезарядка, монтаж и демонтаж, ремонт, наладка и транспортировка ИИИ;
  • обращение с радиоактивными отходами;
  • проведение радиационного контроля в учреждениях и окружающей среде;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с использованием ИИИ;
  • проведение обучения персонала, а также лиц занятых проектированием, разработкой ИИИ, приборов, оборудования и технологий, если в учебном процессе используются источники.

2.12. Разрешительным документом Госсанэпидслужбы на проведение деятельности с ИИИ является САНИТАРНЫЙ ПАСПОРТ. Наличие санитарного паспорта подтверждает право выполнения в учреждении радиационно-гигиенических регламентов, предусмотренных НРБУ-97, НРБУ-97/Д-2000 и требований настоящих Правил. Санитарный паспорт является обязательным документом для получения лицензий.

Разрешительным документом Минэкобезопасности на проведение деятельности с ИИИ является ЛИЦЕНЗИЯ* . Наличие лицензии подтверждает соблюдение в учреждении технических норм, правил и стандартов в области радиационной безопасности.

* Выдача лицензий на проведение деятельности с ИИИ осуществляется в соответствии с законодательством Украины.

2.13. Согласно п.3.19 Инструкции Лицензионной палаты при Министерстве экономики Украины и Минэкобезопасности Украины "О порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности лицензий на приобретение, владение, сбыт, эксплуатацию, использование источников ионизирующего излучения, условия и правила осуществления ими этих видов деятельности и контроль за их выполнением": "Наличие Разрешений (Санитарных паспортов) на право работы с ИИИ, выданных территориальными органами Госсанэпидслужбы Министерства здравоохранения Украины по месту расположения предприятия-лицензиата, является обязательным условием осуществления лицензиатом разрешенной деятельности с ИИИ".

2.14. С момента приостановления или прекращения действия Разрешений (Санитарных паспортов) лицензиат прекращает свою деятельность.

Разрешительным документом на проведение деятельности с источниками ионизирующих излучений в медицинских учреждениях системы МЗ является только санитарный паспорт.

2.15. В случаях несоблюдения или невыполнения радиационно-гигиенических регламентов, предусмотренных НРБУ-97, НРБУ-97/Д-2000, администрацией учреждения должны приниматься соответствующие меры. Случаи радиационных аварий подлежат обязательному расследованию администрацией учреждений, а в условиях, предусмотренных действующими нормативными документами, в расследовании принимают участие должностные лица из вышестоящих организаций и представители территориальных органов Госсанэпиднадзора.

2.16. Администрация учреждения обязана получить санитарный паспорт на проведение работ со всеми индустриальными ИИИ за исключением тех, которые освобождены от контроля регулирующих органов.

Индустриальные ИИИ, освобожденные от регулирующего контроля, подлежат регистрации в территориальных органах Госсанэпиднадзора.

2.17. Порядок освобождения индустриальных ИИИ от регулирующего контроля, в соответствии с положениями раздела 9 НРБУ-97 и организации работ с такими источниками, приведены в разделе 3 настоящих Правил.

Порядок получения разрешений на работу с ИИИ, не освобожденными от регулирующего контроля, приведены в разделе 5 настоящих правил, а требования к проведению работ с такими источниками изложены в разделах 4-8 настоящих правил.

2.18. Все используемые в практической деятельности ИИИ независимо от их вида подлежат строгому учету в учреждении и надзору со стороны регулирующих органов. После окончания назначенного срока службы радионуклидные ИИИ должны передаваться в установленном порядке предприятиям-изготовителям или специализированным организация по обращению с радиоактивными отходами, либо подлежат переаттестации специализированными организациями, имеющими разрешение на этот вид деятельности.

Переаттестация должна проводиться по методикам, согласованным с Госстандартом, с установлением нового срока службы и обязательном уведомлении регулирующих органов.

2.19. Применение радиоактивных веществ в различных областях путем их введения в вырабатываемую продукцию независимо от ее физического состояния разрешается только после согласования с МЗ Украины.

2.20. Использование приборов и установок в конструкцию которых входят ИИИ, для учебных целей в детских и подростковых учреждениях запрещается.

2.21. Возможность и условия использования промышленных отходов, содержащих естественные и искусственный радионуклиды в качестве удобрений или иных целях, условия использования полезных ископаемых с естественной радиоактивностью выше значений радиационно-гигиенических регламентов четвертой группы, установленных НРБУ-97, а также возможность и условия использования пищевых продуктов и иных имеющих потребительское значение предметов, подвергающихся радиационной обработке определяются соответствующими нормативными документами и согласовываются с МЗ Украины.

2.22. Содержание радиоактивных веществ в продуктах питания, питьевой воде, пищевом сырье, товарах народного потребления, минеральных удобрениях, строительном сырье, строительных материалах и радиационные характеристики строительных объектов не должны превышать уровни, установленные в нормативных документах, утвержденных МЗ Украины.

2.23. В медицинской практике могут применяться только те методы диагностики, профилактики и лечения, основанные на использовании радиоактивных веществ и других ИИИ, которые утверждены МЗ Украины

2.24. Для обеспечения регулярного получения необходимой информации о радиационной обстановке в учреждении и в окружающей среде, о дозах облучения персонала и населения должны проводиться радиационный контроль.

По запросу органов Госсанэпидслужбы должна предоставляться информация:

  • от администрации учреждений* - об объемах и характере проводимых работ с ИИИ, о радиационных характеристиках производственной среды, продукции, сбросах, выбросах, отходах, уровнях облучения персонала и населения вследствие деятельности учреждения, а также о его санитарном состоянии;
  • от администрации медицинских учреждений - о количестве проведенных радиологических исследований и дозах облучения пациентов при каждом виде процедур, а также об уровнях облучения добровольцев и медицинского персонала;
  • от территориальных органов исполнительной власти - об уровнях облучения населения, проживающего в зоне влияния индустриальных ИИИ, а также на территориях, загрязненных радионуклидами в результате радиационных аварий или испытаний ядерного оружия; о содержании естественных и искусственных радионуклидов в объектах окружающей среды, воде, продуктах питания на территориях, загрязненных радионуклидами в результате воздействия индустриальных ИИИ, радиационных аварий и испытания ядерного оружия. Эти сведения получают при реализации региональных программ обследования, проведение которых в установленном порядке обязаны организовывать территориальные органы государственной исполнительной власти.

* От администрации учреждений (территорий) информация может подаваться в виде "Свидетельства о радиационно-гигиенической обстановке в учреждении (на территории) либо в любом другим виде в зависимости от ее содержания и объема.

2.25. Анализ результатов радиационного контроля в каждом учреждении должен осуществляться его службой радиационной безопасности (или лицами, ответственными за радиационную безопасность) и администрацией. В случае, если в учреждении нет службы радиационной безопасности (или ответственного за радиационный контроль лица), работу пор выполнению радиационного контроля и анализ его результатов по согласованию с администрацией учреждения может выполнять специализированная организация, имеющая необходимое разрешение от Госсанэпидслужбы.

Анализ результатов радиационного контроля в учреждении своего ведомства осуществляет служба радиационной безопасности т руководство этого ведомства.

Анализ результатов радиационного контроля в учреждениях подведомственной территории проводят территориальные органы Госсанэпидслужбы и администрация территории.

Данные радиационного контроля используются для оценки радиационной обстановки, установления контрольных уровней, разработки мероприятий по снижению доз облучения и оценки их эффективности, ведения "Свидетельства о радиационно-гигиенической обстановке в учреждении (территории)".

Все методы оценки доз облучения персонала, пациентов и населения должны быть утверждены МЗ Украины.

2.26. Администрация учреждений несет ответственность за превышение регламентированных дозовых пределов в соответствии с действующим законодательством.

Юридические и физические лица, ответственные за радиационную безопасность при обращении с ИИИ, обязаны соблюдать требования действующего законодательства Украины.

            

 
 
 
Hosted by uCoz