Основные санитарные правила Украины ОСПУ-97

 

 

Главная

 Обо мне

Ископаемые материалы

 Промышленные отходы

До и после Чернобыля

Нормативные документы

Ликбез

Службы по ЧС

 

 

 

ОСПУ

(Оглавление)

3.ОСВОБОЖДЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ ОТ
РЕГУЛИРУЮЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ С
ТАКИМИ ИСТОЧНИКАМИ.

3.1. Принципы и критерии освобождения практической деятельности и источников в рамках практической деятельности, а также источников в ситуациях вмешательства от требований санитарного законодательства и, соответственно, санитарного надзора изложены в НРБУ-97 (Разделы 7-9).

3.2. Освобождение в рамках как практической деятельности, так и вмешательства может предоставляться в двух формах:

  • "полного";
  • "ограниченного".

Особой разновидностью ограниченного освобождения является "ограниченное освобождение со специальными требованиями" (НРБУ-97/Д-2000, п.3.11 настоящих Правил).

3.3. В рамках практической деятельности и в ситуациях вмешательства устанавливаются два вида освобождения:

  • "Изъятие" (из сферы санитарного надзора);
  • "Прекращение" (санитарного надзора).

3.4. Практическая деятельность и источники в рамках практической деятельности на стадии их планирования (проектирования) могут быть "изъяты" из сферы санитарного надзора, если:

а/ эта практическая деятельность, или источники никогда ранее не являлись объектами регулирования";

б/ в отношении рассматриваемой практической деятельности или источника показано, что не будут превышены уровни освобождения, предусмотренные НРБУ-97, НРБУ-97/Д-2000, настоящими Правилами, а также другими нормами, установленными Министерством здравоохранения Украины.

3.5. Практическая деятельность и источники в рамках практической деятельности могут быть освобождены (полностью или частично) от требований санитарного надзора в виде "прекращения" этого надзора, если:

  • рассматриваемая деятельность и/или источник уже находятся в стадии эксплуатации и являются объектом регулирования;
  • источники являются прямым или побочным продуктом радиационно-ядерных технологий, в отношении которых на стадии проектирования этих технологий не было принято решение относительно изъятия.

3.6. Практическая деятельность и источники в рамках практической деятельности полностью освобожденные от регулирующего контроля, не рассматриваются далее как связанные с радиационным фактором. Однако, регулирующий контроль, а при необходимости и оформление соответствующих разрешительных документов могут потребоваться в связи с наличием других факторов нерадиационной природы (химических, биологических, физических), которые отрицательно влияют или при определенных условиях могут влиять на здоровье человека.

3.7. В соответствии с НРБУ-97 ограниченное освобождение означает нераспространение требований отдельных статей (положений) санитарного законодательства на рассматриваемый источник. При предоставлении ограниченного освобождения применительно к данному источнику органами Госсанэпидслужбы Министерства здравоохранения Украины должны указываться:

  • перечень тех требований санитарного законодательства, от выполнения которых предоставляется освобождение (необходимость лицензирования, регулярной отчетности о состоянии радиационной безопасности, виды и объем радиационно-дозиметрического контроля и др.);
  • либо тех положения и регламенты санитарного законодательства, требования относительно которых сохраняются (если освобождение предоставляется по значительному перечню положений).

3.8. Типовые перечни, условия и порядок предоставления ограниченного освобождения применительно к различным видам практической деятельности и источникам устанавливаются специальным документом, утвержденным Министерством здравоохранения Украины.

3.9. Ограниченное освобождение предоставляется источникам, использование которых хотя и не сопровождается опасностью для здоровья людей, но при этом не могут быть соблюдены условия полного освобождения. В этих случаях ограниченное освобождение может быть предоставлено, если:

  • безопасность использования надежно обеспечивается конструкцией источника;
  • использование источника не требует специальной профессиональной подготовки, выходящей за пределы ознакомления с инструкцией по эксплуатации;
  • прежний опыт использования свидетельствует о невозможности возникновения критический событий, сопровождающихся реализацией потенциального облучения, дозы и риски которого превосходят установленные НРБУ-97/Д-2000 значения соответствующих гигиенических регламентов.

3.10. В ситуациях вмешательства критерии освобождения от санитарного надзора устанавливаются в виде "уровней прекращения вмешательства", отвечающих соответствующим положениям НРБУ-97.

3.11. Ограниченное освобождение со специальными требованиями определяется как такая разновидность ограниченного освобождения, предоставление которой обуславливается введение ряда особых дополнительных требований, которые, хотя и не предусмотрены положениями действующих санитарно-регламентирующих документов, но учитывают специфику данной конкретной практической деятельности и/или особых свойств данного конкретного источника.

3.12. Изъятие источников ионизирующих излучений из сферы санитарного надзора.

3.12.1. Из сферы действия санитарного надзора без дальнейшего рассмотрения полностью изымаются источники (открытого или закрытого типа) на рабочем месте, если суммарная активность каждого из содержащихся в источнике i-того радионуклида не превосходит минимально значимых активностей (МЗАi), значения которых указаны в Приложении 3, а при наличии нескольких радионуклидов выполняется условие:

где, Аi - активность i-того радионуклида в источнике (источниках) на рабочем месте.

3.12.2. Общая активность данного радионуклида на предприятии, в котором осуществляются работа (более чем на одном рабочем месте) с источниками, изъятыми из сферы санитарного надзора, не должна превышать десятикратного значения соответствующей величины МЗАi.

3.12.3. До начала работ с источниками освобожденными от регулирующего контроля, но не позднее 10 дней с момента их получения администрация учреждения должна зарегистрировать * источники в территориальном органе Госанэпидслужбы. Для этого подается заявление в установленной форме (Приложение 4). После подтверждения факта освобождения источника от регулирующего контроля владельцу выдается "Свидетельство о регистрации ИИИ в территориальном органе Госсанэпидслужбы" (приложение 5), копия которого остается в учреждении, выдавшем свидельство, и сохраняется там в соответствующей картотеке.

* О необходимости такой регистрации поставщик сообщает принимающей источник излучения организации в установленном порядке.

3.12.4. Ограниченное изъятие применительно к источникам на рабочем месте предоставляется, если они хотя и не создают серьезную угрозу для здоровья людей, однако не отвечают всем условиям полного изъятия. Ограниченное изъятие допускается с соблюдением ограничений, определеленных Министерством здравоохранения Украины * . При этом могут быть наложены ограничения на физико-химические формы материалов, способы их применения, утилизации и захоронения.

* Наиболее типичными источниками, для которых может быть предоставлено ограниченное изъятие являются:

  • электронно-лучевые трубки, которые могут быть освобождены от всех требований санитарного законодательства в отношении их как источника, но при этом вводятся
  • ограничения в технические условия на производство трубок и оговариваются условия безопасной их эксплуатации;
  • наборы радиоактивных веществ, используемые для радиоиммунного анализа, которые могут быть освобождены от всех требований санитарного законодательства в отношении источников, но при наложении ограничения на условия их применения, утилизации и др.;
  • наборы "эталонных" источников гамма-излучения для калибровки энергетической шкалы гамма-спектрометров, а также источники, включаемые в комплектации, альфа-, бета-, гамма-радиометров с целью проверки их работоспособности.

3.12.5. Из сферы действия санитарного надзора полностью изымаются товары широкого потребления и использования, если уровни их радиоактивного загрязнения, связанного с практической деятельностью, не превосходят уровней изъятия для отдельных радионуклидов, установленных специальными нормативными документами Министерства здравоохранения Украины для различных видов подобных товаров (пищевые продукты, пищевое сырье, лесоматериалы, минеральные удобрения, строительное сырье, строительные материалы, изделия и конструкции из них.)

3.12.6. Открытые радиоактивные источники на рабочем месте, представляющие собой растворы радиоактивных веществ, подлежат полному изъятию, если концентрация содержащихся в них радионуклидов удовлетворяет условию:

где Сi - концентрация в растворе i-того радионуклида РСвingest - допустимая концентрация i-того радионуклида в питьевой воде (таблица П.2.2. НРБУ-97).

3.12.7. Полное изъятие из сферы санитарного надзора нерадионуклидных источников (в том числе - электронно-лучевых трубок ( допускается при условии, что:

  • при нормальной эксплуатации создаваемая источником мощность эффективной дозы не превышает значения 1 мкЗв*час-1 на расстоянии 0.1 м от поверхности источника либо
  • максимальная энергия излучения, создаваемого в нерадионуклидном источнике не превышает 5 кэВ.

3.12.8. Радиационно-гигиенические регламенты "Допустимый сброс предприятия" и "Допустимый выброс предприятия" являются формами "Разрешений", выдаваемых органами Госсанэпидслужбы. В рамках этих разрешений осуществляется ограниченное изъятие таких источников облучения населения, как водные сбросы и газо-аэрозольные выбросы радиоактивных веществ.

3.12.9. Ограниченное изъятие источников на рабочем месте допускается с соблюдением условий, определенных Министерством здравоохранения. При этом могут быть наложены ограничения на физические или химические формы радиоактивных материалов, способы их применения, утилизации или захоронения. В частности, ограниченное изъятие допускается в отношении радионуклидного источника при том условии, что:

  • источник относится к типу, утвержденному МЗ;
  • источник относится к закрытому типу, так как его конструкция эффективно предохраняет от любого контакта с радиоактивными веществами или их утечки; однако это требование не должно препятствовать ограниченному изъятию небольших по количеству открытых источников, например, используемых для радиоиммуноанализа;
  • при нормальной експлуатации создаваемая источником мощность єффективной дозы не првышает значения 1 мкЗв*час-1 на расстоянии 0.1 м от поверхности источника;
  • в условиях ограниченного изъятия указаны необходимые правила утилизации источника.

3.12.10. Условия ограниченного изъятия и перечень соответствующих ограничений (наряду с ограничениями по факторам нерадиационной природы) заносятся в техническую документацию, относящуюся к источнику (технические условия на производство, транспортировку, инструкции по эксплуатации и др.), либо, при необходимости, - в Санитарный паспорт предприятия. Выполнение ограничений, предусмотренных условиями ограниченного изъятия, контролируется в порядке текущего санитарного надзора.

3.12.11. Санитарный паспорт на право проведения работ с источниками, подлежащими полному изъятию из сферы санитарного надзора, не оформляются. Необходимость оформления Санитарного паспорта на право проведения работ с источниками, подлежащими ограниченному изъятию, определяется условиями, на которых предоставляется эта форма изъятия.

3.12.12. Деятельность, связанная с источниками, полностью или ограничено изъятыми из сферы санитарного надзора, лицензированию в отношении радиационного фактора не подлежат.

3.13. Прекращение санитарного надзора за источниками ионизирующих излучений.

3.13.1. Санитарный надзор за источниками в рамках разрешенной практической деятельности может быть прекращен полностью (полное прекращение) или частично (ограниченное прекращение), если на рассматриваемый момент времени и в будущем эта деятельность, или источник отвечают уровням, условиям и критериям освобождения, утвержденным Министерством здравоохранения Украины (НРБУ-97, НРБУ-97/Д-2000, настоящими Правилами, другими нормативно-регламентирующими документами).

3.13.2. В соответствии c требованием ст. 1 Закона Украины "Об обращении с радиоактивными отходами" и НРБУ-97/Д2000 выдача разрешения о возможности захоронений радиоактивных отходов в поверхностное (приповерхностное) хранилище и, таким образом, подтверждение возможности предоставления освобождения РАО в хранилище ранее, чем через 300 лет после захоронения рассматривается как особая форма "изолируемого прекращения". Обоснование и время наступления такого прекращения должно быть обязательной составной частью проектной документации хранилища соответствующего типа.

3.13.3. Планируемое прекращение регулирующего контроля за РАО в хранилищах со стороны органов государственной санитарно-эпидемиологической службы осуществляется в форме полного прекращения (освобождения) при условии:

а) достижения удельной активности для каждого из содержащихся в твердых РАО радионуклидов значений уровней изъятия, указанных в разделе 9;

б) непревышения к моменту предоставления прекращения годовой эффективной дозы 0.01 мЗв*год-1 текущего облучения критической группы населения от нормально функционирующего хранилища и коллективной годовой эффективной дозы текущего облучения 1 чел.-Зв;

в) непревышение референтного уровня Б потенциального облучения

(1 мЗв*год-1).

3.13.4. При невыполнении условия а) п.3.13.3. планируемое прекращение контроля со стороны органов государственной санитарно-эпидемиологической службы за РАО в хранилищах может предоставляться в форме ограниченного или ограниченного со специальными требованиями, если выполняются соответствующие положения и правила, сформулированные в разделе 4 НРБУ-97/Д-2000 относительно принятия такого рода решений.

3.13.5. Для предоставления режима полного или ограниченного Прекращения ответственные стороны подают Заявку в органы Госсанэпидслужбы Министерства здравоохранения Украины.

3.13.6. Практическая деятельность и источники в рамках практической деятельности, которым предоставлен режим полного Прекращения, в дальнейшем рассматриваются как технологии (объекты), не связанные с радиационным фактором.

При предоставлении освобождения в форме полного Прекращения в Санитарный паспорт вносятся соответствующие записи и он сдается на хранение в территориальные органы Госсанэпидслужбы.

3.14. Освобождение в ситуациях вмешательства.

3.14.1. Источники облучения населения (радиоактивное загрязнение объектов окружающей среды, продуктов питания и продуктов широкого потребления), образовавшиеся в результате радиационной аварии, могут быть полностью или ограничено изъяты из сферы регулирующего контроля, если эти источники и связанные с ними уровни облучения удовлетворяют условиям и критериям невмешательства, устанавливаемым Министерством здравоохранения Украины.

3.14.2. Применительно к аварийным источникам облучения населения, относительно которых осуществлялись регулирующие действия (восстановление контроля над источником, контрмеры, направленные на снижение облучения населения, радиологический контроль и мониторинг объектов окружающей среды и доз облучения человека), регулирование со стороны органов санитарного надзора может быть прекращено полностью или ограничено, если:

  • удовлетворяются критерии прекращения вмешательства, выражаемые в терминах остаточного приемлемого суммарного уровня внешнего и внутреннего облучения, установленные п.7.47 НРБУ-97;
  • удельная активность радионуклидов аварийного происхождения в товарах широкого потребления, в частности, в продуктах питания, а также в объектах окружающей среды не превосходит нижних границ уровней действия, установленных НРБУ-97 и другими документами Министерства здравоохранения Украины.

3.14.3. Применительно к питьевой воде и всем продуктам питания, радиоактивно загрязненным в результате аварийных выпадений, утвержденные Министерством здравоохранения Украины "Допустимые уровни содержания радионуклидов Sr-90 b Cs-137 в продуктах питания и питьевой воде, должны рассматриваться в качестве одной из форм ограниченного прекращения регулирующего контроля в условиях коммунальной радиационной аварии * .

* Эти уровни отвечают нижним границам уровней действия (Таблица П.8.3 НРБУ-97)

3.14.4. Освобождение (полное или ограниченное) в форме изъятия или прекращения применительно к источникам пролонгированного (хронического) облучения от аварий в прошлом и неаварийных радиоактивных загрязнений, а также от техногенно усиленных источников природного происхождения осуществляются с использованием установленных в разделе 8 НРБУ-97 уровней действия, а также на основе специальных нормативных документов Министерства здравоохранения Украины, регламентирующих ограничение доз облучения населения от источников подобного типа.

            

 
 
 
Hosted by uCoz