Нормы радиационной безопасности Украины НРБУ-97

 

Главная

 Обо мне

Ископаемые материалы

 Промышленные отходы

До и после Чернобыля

Радиационные факторы угольных шахт

Нормативные документы

Ликбез

Справочник по радиоактивным излучениям

Все для Web-дизайна

Службы по ЧС

 

 

 

НРБУ-97

(Оглавление)

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 НРБУ-97 являются основным государственным документом, устанавливающим систему радиационно-гигиенических регламентов для обеспечения приемлемых уровней облучения как для отдельного человека, так и общества в целом.

1.2 Целью НРБУ-97 является определение основных требований к:

  • охране здоровья человека от возможного вреда, связанного с облучением источниками ионизирующих излучений;
  • безопасной эксплуатации источников ионизирующего излучения;
  • охране окружающей среды.

1.3 Указанная в п. 1.2 цель НРБУ-97 достигается путем введения гигиенических регламентов, обеспечивающих:

  • предотвращение возникновения детерминированных эффектов у облученных лиц;
  • ограничение на приемлемом уровне вероятности возникновения стохастических эффектов.

1.4 НРБУ-97 устанавливает два принципиально различные подхода к обеспечению противорадиационной защиты:

  • при всех видах практической деятельности в условиях нормальной эксплуатации индустриальных и медицинских источников ионизирующего излучения;
  • при вмешательстве, связанном с облучением населения в условиях аварийных ситуаций, а также при хроническом облучении за счет техногенно-усиленных источников природного происхождения.

1.5 Практическая деятельность - деятельность человека, связанная с использованием источников ионизирующего излучения и направленная на достижение материальной или другой пользы, которая приводит или может привести к контролируемому и предвиденному заранее:

  • некоторому увеличению дозы облучения;
  • и/или созданию дополнительных путей облучения;
  • и/или увеличению количества облучаемых людей;
  • и/или изменению структуры путей облучения от всех, связанных с этой деятельностью источников.

При этом может увеличиваться доза, вероятность облучения, или количество облучаемых людей.

1.6 К практической деятельности относятся:

  • производство источников излучения;
  • использование источников излучения и радиоактивных веществ в медицине, научных исследованиях, промышленности, сельском хозяйстве, системе образования и т.д.;
  • производство ядерной энергии, включая все элементы топливно-энергетического цикла;
  • хранение и транспортировка источников ионизирующего излучения;
  • обращение с радиоактивными отходами.

1.7 Радиационная безопасность и противорадиационная защита по отношению к практической деятельности строятся с использованием следующих основных принципов:

  • любая практическая деятельность, сопровождаемая облучением людей, не должна осуществляться, если она не приносит большей пользы облучаемым лицам или обществу в целом по сравнению с вредом, который она причиняет (принцип оправданности);
  • уровни облучения от всех, подпадающих под регулирование, видов практической деятельности не должны превышать установленные пределы доз (принцип непревышения);
  • уровни индивидуальных доз и/или количество облучаемых лиц по отношению к каждому источнику излучения должны быть настолько низкими, насколько это может быть достигнуто с учетом экономических и социальных факторов (принцип оптимизации).

1.8 Учитывая особенности распределения вреда и пользы при медицинском облучении (пациент всегда лично получает одновременно и пользу, и вред от облучения, тогда как в других сферах практической деятельности это не всегда выполняется), основные требования по ограничению облучения в этих ситуациях рассматриваются отдельным разделом данного документа.

1.9 Вмешательство - такой вид человеческой деятельности, который всегда направлен на снижение и предотвращение неуправляемого и непредвиденного облучения или вероятности облучения в ситуациях:

  • аварийного облучения (острого, кратковременного или хронического);
  • хронического облучения от техногенно-усиленных источников природного происхождения;
  • других ситуациях временного облучения, признанных регулирующим органом как такие, которые требуют вмешательства.

1.10 Радиационная безопасность и противорадиационная защита в ситуациях вмешательств строятся на следующих основных принципах: 

  • любая контрмера должна быть оправдана, то есть полученная польза (для общества и лица) от предотвращенной этой контрмерой дозы должна быть больше, чем суммарный ущерб (медицинский, экономический, социально-психологический и т.д.) от вмешательства, связанного с его проведением (принцип оправданности);
  • должны быть применены все возможные мероприятия для ограничения индивидуальных доз облучения на уровне, ниже порога детерминированных радиационных эффектов, особенно порогов острых клинических радиационных проявлений (принцип непревышения);
  • форма вмешательства (контрмера или комбинация нескольких контрмер), его масштабы и продолжительность должны выбираться таким образом, чтобы разница между суммарной пользой и суммарным ущербом была не только положительной, но и максимальной (принцип оптимизации).

1.11 НРБУ-97 не распространяются на:

  • облучение от природного радиационного фона;
  • облучение в условиях полного освобождения практической деятельности (источников ионизирующего излучения) от регулирования (см. Раздел 9).

            

Hosted by uCoz