Нормы радиационной безопасности Украины НРБУ-97

 

Главная

 Обо мне

Ископаемые материалы

 Промышленные отходы

До и после Чернобыля

Радиационные факторы угольных шахт

Нормативные документы

Ликбез

Справочник по радиоактивным излучениям

Все для Web-дизайна

Службы по ЧС

 

 

 

НРБУ-97

(Оглавление)

Приложение 8

ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ КОНТРМЕРЫ

П.8.1 Долговременные контрмеры (временное отселение, постоянное переселение, дезактивация территории и радиоактивно-загрязненных зданий и сооружений, ограничение потребления радиоактивно-загрязненной воды и продуктов питания на достаточно длительные сроки, сельскохозяйственные и другие контрмеры, включая индустриально-технические) проводятся в условиях, когда:

  • (а) данные мониторинга позволяют сделать надежный прогноз развития ситуации;
  • (б) организации, ответственные за проведение долговременных контрмер, располагают для этого достаточными ресурсами (материально-техническими, транспортными, запасами продовольствия и др.);
  • (в) процедура оптимизации показывает и оправданность, и необходимость такой акции, то есть польза от дозы, предотвращаемой долговременной контрмерой, превосходит ущерб, которым подобное вмешательство сопровождается;
  • (г) имеется достаточно надежная научно-техническая экспертиза эффективности планируемых долговременных контрмер.

Д.8.2 При формировании решения о проведении долговременных контрмер применительно к каждой конкретной аварийной ситуации в процедуре оптимизации должны учитываться:

  • (а) масштаб аварии;
  • (б) количество населенных пунктов и общая численность их жителей, по отношению к которым планируется применение таких долговременных контрмер, как временное отселение или постоянное переселение;
  • (в) наличие необходимых для реализации долговременной контрмеры ресурсов;
  • (г) площадь угодий, на которой предполагается осуществить сельскохозяйственные контрмеры;
  • (д) состояние транспортных коммуникаций и средств перевозки людей (или подвоза продуктов, фуража и техники);
  • (е) другие факторы, определяющие возможность проведения соответствующих контрмер.

П.8.3 Вмешательство следует считать безусловно оправданным, если долговременной контрмерой предотвращается такая прогнозируемая доза, которая превышает значение уровней, приведенных в таблице П.8.1 (либо связанных с ними уровней действия).

Таблица П.8.1 - Нижние границы оправданности, безусловно оправданные уровни вмешательства и уровни действия для принятия решения о переселении

 

Критерий для принятия решений

Нижняя граница оправданности

Безусловно оправданный уровень вмешательства и уровень действия

Доза, предотвращаемая за период переселения, Зв

0,2

1

Доза, предотвращаемая за первые 12 месяцев после аварии, Зв

0,05

0,5

Плотность радиоактивного загрязнения территории долгоживущими радионуклидами, кБк/м2 :    
· 137Сs

400

4000

· 90Sr

80

400

· a -излучатели (238.239, 240Pu, 241Am и др.)

0,5

4

Мощность поглощенной дозы гамма-излучения в воздухе на открытой радиоактивно-загрязненной местности, нГр/сек:    
· мононуклидное загрязнение 137Сs

0,3

3

· загрязнение свежей осколочной смесью

(15 день после начала аварийных выпадений)

5

50

П.8.4 Значения безусловно оправданных уровней действия, выраженные в терминах плотности выпадения 137Сs, 90Sr и a -излучателей, рассчитаны так, что они соответствуют дозе 1 Зв, которая может быть предотвращена за период переселения, и содержат коэффициент запаса от 2 до 10 по внутреннему облучению. Этот коэффициент введен из-за вариабельности обобщенных коэффициентов перехода из почвы в местный рацион, а также в связи с вариабельностью коэффициентов ветрового подъема трансурановых элементов.

П.8.5 Значения такого уровня действия, как мощность поглощенной дозы гамма-излучения в воздухе существенно зависят от радионуклидного состава выпадений. Уровни действия, приведенные в таблице П.8.1, соответствуют осколочной реакторной смеси выпадений чернобыльского типа. Однако, в случае значительной сепарации в сторону возрастания доли долгоживущих гамма-излучателей, эти уровни должны быть снижены (предельный случай - загрязнение территории одним только 137Сs). Если имеет место обеднение смеси долгоживущими гамма-излучателями, то, наоборот, значения уровней действия возрастают. В силу этого необходимо предварительное тщательное изучение радионуклидного состава загрязнения территории. Только после такого уточнения можно использовать уровень действия, который выражается в единицах мощности поглощенной дозы гамма-излучения в воздухе.

П.8.6 Относительно малые значения нижних границ оправданности вмешательства и действия для постоянного переселения, приведенные во второй колонке таблицы П.8.1, связаны с тем, что для аварий локального типа, в которые вовлекается небольшое количество жителей (из одного-двух домов, части или одного-двух населенных пунктов), переселение может оказаться экономически, организационно и психологически одной из наиболее приемлемых контрмер, ущерб от которой окажется меньше, чем достигаемая польза от предотвращения даже не очень большой дозы.

Совершенно очевидно, что при региональных и глобальных авариях, когда рассматривается вопрос о переселении тысяч семей, создания для них в местах переселения новой социальной инфраструктуры, новых рабочих мест, строительства домов, школ и т. д, применение оптимизационной процедуры приведет к значению оправданного уровня намного более высокому, чем нижняя граница оправданности.

П.8.7 Применение такого вмешательства как временное отселение (Временное отселение и эвакуация предполагают перемещение людей из зоны аварии на некоторый ограниченный срок. Однако, эвакуация осуществляется в режиме экстренной контрмеры на ранней фазе аварии, тогда как временное переселение проводится лишь после детального изучения радиационной обстановки (обычно средняя и даже поздняя фазы ) (таблица П.8.2) требует сочетания ряда следующих особенностей и условий, вытекающих из прогноза динамики развития радиационной обстановки:

(а) относительно высокий темп прогнозируемого улучшения радиационной обстановки из-за отсутствия в составе радиоактивного загрязнения территории таких долгоживущих радионуклидов как 60Co, 134.137 Cs, 90Sr, 226Ra, 210Po, изотопы плутония, 241Am и др.;

(б) радиоактивное загрязнение территории зданий и сооружений даже долгоживущими радионуклидами носит весьма локальный характер, так что за период временного отселения окажется возможным и оправданным выполнить эффективные дезактивационные работы, после чего можно возвратить население на прежнее место жительства.

П.8.8 Изъятие, замена или ограничение потребления радиоактивно-загрязненных продуктов питания, будучи важной долговременной контрмерой, одновременно требует для своей реализации значительных ресурсных и экономических затрат. Поэтому в интервале значений между нижней границей оправданности и безусловно оправданным уровнем вмешательства (таблица П.8.3) необходимо всякий раз проводить процедуру оптимизации. Причем нужно иметь ввиду, что возможности замены важных компонентов рациона (мяса, молока, картофеля, хлеба и др.) обычно далеко не безграничны.

П.8.9 Запрещение или ограничение потребления местно производимых продуктов питания вводится на ранней, средней и, частично, на поздней фазах аварии. Однако, применение значений уровней действия, указанных в таблице П.8.3, требует постоянного применения процедуры взвешивания “польза-ущерб”, поскольку не исключены ситуации, когда при крайне ограниченных возможностях подвоза чистых продуктов питания, запрещение или ограничение потребления местных продовольственных ресурсов может вызвать прямую угрозу голода. При этом последствия для здоровья людей острого дефицита продуктов могут оказаться намного более тяжелыми, чем те, которые связанны с радиационным фактором.

П. 8.10 Для таких долговременных контрмер, как дезактивация территорий, зданий и сооружений, сельскохозяйственные противорадиационные мероприятия (залужение, известкование почв, специальные нормы внесения удобрений, глубокая вспашка, применение специальных химических веществ типа берлинской лазури, изменение структуры землепользования или технологии выращивания мясо-молочного скота и т. д.) не вводятся ни границы оправданности, ни безусловные уровни вмешательства. Решения о проведении подобных контрмер принимаются всякий раз на основе процедуры взвешивания “польза - ущерб”.

Таблица П.8.2 - Нижние границы оправданности и безусловно оправданные уровни вмешательства и действия для принятия решения о временном отселении

Критерии для принятия решения

Нижние границы оправданности

Безусловно оправданные уровни вмешательства и уровни действия

 

 

 

Суммарная предотвращаемая доза за период временного отселения1, Зв

0,1

1

Среднемесячная доза в течение периода временного отселения1, мЗв в месяц

5

30

Мощность поглощенной дозы гамма-излучения в воздухе на открытой радиоактивно-загрязненной местности, нГр/сек

3

30

1 При выполнении условий пункта П.8.7 (а)

  Таблица П. 8.3 - Нижние границы оправданности и безусловно оправданные уровни вмешательства и действия для принятия решений об изъятии, замене и ограничении1 потребления радиоактивно-загрязненных продуктов питания

Критерии для принятия решений

Нижние границы оправданности

Безусловно оправданные уровни вмешательства и уровни действия

Предотвращаемая доза внутреннего облучения за счет употребления радиоактивно-загрязненных продуктов питания, мЗв

 5

30

· за первый послеаварийный год

1

30

· за второй и последующие годы после аварии

1

5

Радиоактивное загрязнение молока2, кБк/л :

· 131I

   
- для взрослых

0,4

1

- для детей

0,1

0,2

· 134,137 Сs

0,1

0,4

· 90Sr    
- для взрослых

0,02

0,2

- для детей

0,005

0,05

1 Решение об ограничении, или о полном изъятии (и замене) отдельных продуктов питания является объектом оптимизации.

2 Для других, немолочных, продуктов питания уровни действия вдвое выше.

(раздел 7.4)   

            

Hosted by uCoz