Нормы радиационной безопасности Украины НРБУ-97

 

Главная

 Обо мне

Ископаемые материалы

 Промышленные отходы

До и после Чернобыля

Радиационные факторы угольных шахт

Нормативные документы

Ликбез

Справочник по радиоактивным излучениям

Все для Wed-дизайна

Службы по ЧС

 

 

 

НРБУ-97

(Оглавление)

7 РАДИАЦИОННО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ - ВМЕШАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

ВИДЫ, МАСШТАБЫ И ФАЗЫ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ

НАСЕЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

Общие положения

7.22 При возникновении коммунальной радиационной аварии, кроме срочных работ по стабилизации радиационной обстановки (включая восстановление контроля над источником), должны быть одновременно предприняты меры, направленные на:

  • (а) сведение к минимуму количества лиц из населения, подвергающихся аварийному облучению;
  • (б) предотвращение или снижение индивидуальных и коллективных доз облучения населения;
  • (в) предотвращение или снижение уровней радиоактивного загрязнения продуктов питания, питьевой воды, сельскохозяйственного сырья и сельхозугодий, объектов окружающей среды (воздуха, воды, почвы, растительных покровов и др.), а также зданий и сооружений.

7.23 Противорадиационная защита населения в условиях радиационной аварии основывается на системе противорадиационных мероприятий (контрмер), которые практически всегда являются вмешательствами в нормальную жизнедеятельность людей, а также в сферу нормального социально-бытового, хозяйственного и культурного функционирования территорий.

7.24 При планировании и реализации вмешательств, направленных на минимизацию доз и численности лиц из населения, оказавшегося в сфере воздействия аварийного облучения, следует руководствоваться тремя главными принципами противорадиационной защиты в условиях радиационной аварии (см.раздел 1. п. 1.10).

Виды контрмер

7.25 Все защитные контрмеры, применяемые в условиях радиационной аварии подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым относятся контрмеры, реализация которых приводит к предотвращению или снижению индивидуальных и/или коллективных доз аварийного облучения населения.

К косвенным относятся все виды контрмер, которые не предотвращают индивидуальные и коллективные дозы облучения населения, но уменьшают (компенсируют) величину ущерба для здоровья (К косвенным контрмерам, в частности, относятся те, которые направлены на повышение качества жизни населения, подвергшегося аварийному облучению: введение социально-экономических и медицинских льгот и денежных компенсаций, улучшение качества питания и др.), связанного с этим аварийным облучением. Косвенные контрмеры в НРБУ-97 не рассматриваются.

7.26 В зависимости от масштабов и фаз радиационной аварии, а также от уровней прогнозируемых аварийных доз облучения контрмеры (С этого пункта и далее под термином “контрмеры” понимаются только “прямые котрмеры’’) условно подразделяются на экстренные, неотложные и долговременные.

  • (а) К экстренным относятся такие контрмеры, проведение которых имеет целью предотвращение таких уровней доз острого и/или хронического облучения лиц из населения, которые создают угрозу возникновения клинически проявляющихся радиационных эффектов.
  • (б) Контрмеры квалифицируются как неотложные, если их реализация направлена на предотвращение детерминированных эффектов.
  • (в) К долговременным относятся контрмеры, направленные на предотвращение доз, как правило, хронического облучения, значения которых обычно лежат ниже порогов индуцирования детерминированных эффектов.

В Приложение 5 дается распределение различных видов контрмер по фазам радиационной аварии.

Вмешательства

7.27 Основой решения о целесообразности (нецелесообразности) проведения той или иной контрмеры является оценка и сравнение ущерба, наносимого вмешательством, вызванным данной контрмерой, с пользой для здоровья, за счет дозы, предотвращаемой этим вмешательством.

7.28 Количественными критериями, обеспечивающими выполнение требований п.7.27, являются регламенты третьей группы:

  • (а) уровни вмешательства и
  • (б) уровни действия.

7.29 Уровень вмешательства выражается в терминах предотвращаемой дозы, т. е. дозы, которую предполагается предотвратить за время действия контрмеры, связанной с этим вмешательством.

Уровни действия, являются величинами производными от уровней вмешательства и выражаются в терминах таких показателей радиационной обстановки, которые могут быть измерены: мощность экспозиционной или поглощенной дозы в воздухе на открытой местности, объемная активность радионуклидов в воздухе, концентрации их в продуктах питания, плотность выпадений радионуклидов на почву и др.

7.30 При реализации контрмеры, как правило, предотвращается не вся доза от данного аварийного источника, а некоторая ее часть, так что всегда сохраняется остаточный (непредотвращаемый) уровень дозы. В процедуре оптимизации остаточный уровень должен соответствовать некоторой дозе облучения, предотвращение которой данной контрмерой неприемлемо из-за резкого возрастания ущерба.

7.31 Величина предотвращаемой дозы, определяемая уровнем вмешательства, соответствует дозе, усредненной по всей облучаемой в результате радиационной аварии популяции (но не дозе наиболее облучаемых индивидуумов (Понятие “критическая группа” не применяется в системе уровней вмешательства и уровней действия)). Однако, величина прогнозируемой дозы для наиболее облучаемых лиц из населения не должна превышать таких значений, при которых возможны острые клинические проявления радиационных повреждений (таблица П.7.1 Приложения 7).

Оправданность вмешательства

7.32 В соответствии с принципами оправданности и оптимизации контрмер любое вмешательство, связанное с этими контрмерами, может быть квалифицировано как:

  • (а) неоправданное;
  • (б) оправданное,
  • (в) безусловно оправданное.

7.33 Вмешательство является неоправданным, если величина предотвращаемой в результате такого вмешательства дозы меньше некоторого минимального уровня, определяемого как нижняя граница оправданности (Или кратко “граница оправданности”). Границе оправданности соответствует такая величина предотвращаемой дозы, при которой польза для здоровья от вводимой контрмеры практически равна величине наносимого этим вмешательством ущерба.

7.34 Все решения о целесообразности или нецелесообразности проведения той или иной контрмеры основываются на сравнении величин предотвращаемой данной контрмерой дозы с соответствующим значением границы оправданности. В силу того, что на практике подобные сравнения в большинстве случаев должны проводиться оперативно и на основании тех показателей радиационной обстановки, которые могут быть измерены, значения этих показателей сравниваются с соответствующими уровнями действия.

7.35 Вмешательства квалифицируются как безусловно оправданные, если значения предотвращаемой при этом дозы столь велики, что польза для здоровья от подобных вмешательств заведомо превосходит тот суммарный ущерб, которым эта акция сопровождается.

7.36 Безусловно оправданными экстренными вмешательствами следует считать такие, при реализации которых предотвращается доза, приводящая к угрозе возникновения острых клинических проявлений лучевого поражения: лучевая болезнь, лучевые ожоги кожи, радиационные тиреоидиты и др. В таблицах Приложения 6 представлены значения уровней безусловного экстренного вмешательства при остром и хроническом облучении.

7.37 Между нижней границей оправданности вмешательства (действия) с одной стороны, и уровнями безусловно оправданного вмешательства - с другой, находится область таких значений предотвращаемых доз, при которых введение контрмеры требует процедуры оптимизации. Хотя все контрмеры, попадающие в указанную область, оправданы, оптимизационная процедура, предваряющая решение об их проведении (или не проведении), является важным и абсолютно необходимым шагом, включающим учет всех видов ущерба при различных видах контрмер.

Уровни вмешательства и уровни действия для экстренных и неотложных контрмер

7.38 К экстренным и неотложным контрмерам острой фазы аварии относятся:

  • укрытие населения;
  • ограничение режима поведения (ограничение времени пребывания на открытом воздухе);
  • эвакуация;
  • фармакологическая профилактика облучения щитовидной железы радиоактивными изотопами йода с помощью препаратов стабильного йода (йодная профилактика);
  • временное запрещение потребления отдельных продуктов питания местного производства и использование воды из местных источников.

Значение уровней вмешательства и/или уровней действия для различных типов неотложных контрмер приведены в таблице П. 7.1, Приложения 7.

7.39 Решения по проведению экстренных и неотложных контрмер должны приниматься не только с учетом текущего состояния радиационной обстановки, но, в первую очередь, основываться на прогнозе ее развития в связи с ожидаемыми аварийными выбросами и сбросами, а также с использованием гидрометеорологических прогнозов.

7.40 Основные организационные и технологические характеристики, а также перечень и размеры ресурсов, необходимых для проведения экстренных и неотложных вмешательств (включая укрытие, эвакуацию и йодную профилактику) должны быть определены в соответствующих аварийных планах (Приложение 5). Такие планы должны быть заранее подготовлены применительно к сценариям гипотетических коммунальных аварий разного масштаба. Планы должны содержать также значения уровней вмешательства и действий, установленные настоящим разделом НРБУ-97 (и Приложениями к нему). В аварийные планы следует также включить значения уровней действия для таких контрмер, как изъятие и замена различных продуктов питания и питьевой воды.

Уровни вмешательства и уровни действия для
долговременных контрмер

7.41 К долговременным контрмерам (Приложение 8), которые могут осуществляться и на ранней, и на поздней фазах аварии, относятся:

  • (а) временное отселение;
  • (б) переселение (на постоянное место жительства);
  • (в) ограничение потребления радиоактивно загрязненных воды и продуктов питания;
  • (г) дезактивация территорий;
  • (д) различные сельскохозяйственные контрмеры;
  • (е) другие контрмеры (гидрологические, в т.ч. противопаводковые, ограничения, связанные с лесопользованием, охотой, рыбной ловлей и др.).

7.42 Сельскохозяйственные, гидротехнические и другие индустриально-технические контрмеры рассматриваются, как правило, после завершения интенсивного аварийного радиоактивного загрязнения территории, включая водоемы, с учетом результатов детального мониторинга.

7.43 В аварийных планах (Приложение 5) должны быть предусмотрены и детально оговорены все условия для такого вмешательства, как временное отселение (и возвращение) людей, включая:

  • (а) уровень вмешательства для подобной противорадиационной меры;
  • (б) условия отселения людей, включая необходимые транспортные ресурсы, места размещения людей на период временного отселения;
  • (в) система информирования населения о длительности отселения и предполагаемом времени их возвращения;
  • (г) система охраны их собственности;
  • (д) система компенсаций наносимого в результате временного отселения ущерба;
  • (е) требования к структуре и объему радиационно-дозиметрических данных, необходимых для принятия решения о временном отселении.

7.44 Та часть аварийного плана, которая рассматривает возможности и условия постоянного переселения людей, должна включать главные условия постоянного переселения:

  • (а) численные значения уровней вмешательства (величины предотвращаемых постоянным переселением доз);
  • (б) максимальную длительность временного отселения, превышение которой делает целесообразным переселение людей на постоянное жительство;
  • (в) систему обязательного информирования и консультаций с людьми и/или местными органами власти того населенного пункта, жителей которого планируется переселить;
  • (г) комплекс гарантий, относительно возмещения материального и социально-психологического ущерба, связанного с переселением;
  • (д) требования к структуре и объему радиационно-дозиметрических данных, необходимых для принятия решения о переселении.

7.45 Необходимо предпринять все меры для получения оценок доз облучения, которому подверглись лица из населения, за период до проведения вмешательства, а также оценки доз прогнозируемого облучения, если принято решение об отказе от какой-либо долговременной контрмеры. Результаты этих оценок должны быть общедоступны.

7.46 Оценки доз должны базироваться на результатах всей доступной информации и постоянно уточняться по мере получения новых, более точных и/или полных данных мониторинга.

Прекращение вмешательства

7.47 Любая долговременная контрмера должна быть приостановлена, когда оценки доз показывают, что дальнейшее ее продолжение неоправданно, поскольку величина непредотвращаемого остаточного уровня дозы оказывается ниже приемлемого.

НРБУ-97 устанавливают следующий остаточный приемлемый суммарный уровень внешнего и внутреннего облучения:

  • (а) 1 мЗв в год для хронического облучения длительностью более 10 лет;
  • (б) 5 мЗв суммарно за первые два года;
  • (в) 15 мЗв суммарно за первые 10 лет.

Эти значения должны учитываться при определении размера (границы) зоны коммунальной аварии.

            

Hosted by uCoz